Глыбища по имени Владимир Симарчук

…Трагедия, потрясшая страну, случилась в уже далёком 1993-м. Хорошо вооружённая группировка афганских боевиков попыталась прорвать Таджикско-Афганскую границу в районе 12-й заставы Московского погранотряда. В кровопролитном бою погибли двадцать пять пограничников. И тогда я узнал, что есть такой комитет – Социальной защиты военнослужащих и членов их семей Республики Башкортостан, возглавляемый Владимиром Фёдоровичем Симарчуком. Члены этого комитета сразу вылетели на границу, на место трагедии, а уже буквально через месяц и я оказался в составе второй делегации в Горный Бадахшан.

…Мы сегодня с улыбкой вспоминаем события той длительной командировки – как поехали с пограничниками купаться на горное озеро и столкнулись там с бандой известного наркобарона Лёши Горбатого, как оказались в эпицентре начинающегося боя наших ребят с группировкой полевого командира Хакима в районе комендатуры Калай – Хумб, как ездили на афганскую территорию, где российские пограничники обменивали двоих военнопленных… Собственно, Симарчук, подбадривая нас, улыбался и тогда, хотя читатель, думаю, понимает: там было не до улыбок. Но всех буквально заражало спокойствие и какая-то поразительная, вселенская уверенность этого человека в своей правоте. В правоте нашего общего дела. Я до сих пор помню это чувство – с нами просто не может ничего случиться, потому что мы с Симарчуком. И меня всегда восхищала в этом человеке не столько энергичность, о которой непременно говорят все, упоминая председателя «солдатского» комитета, а вот эта самая спокойная уверенность и в своей правоте, и в успехе конкретного дела. А уж о его хладнокровии легенды можно слагать. Я никогда не забуду тот полёт в салоне боевого вертолета, где нас двоих швыряло от борта к борту. «Фёдорыч, что он так виляет?! Мы же себе головы расшибем!» Симарчук подтянулся к иллюминатору и посмотрел вниз: «А это, Слава, нас обстреливают. Вот летчики и виляют, чтобы попасть было труднее…» И всё это опять же со спокойной и какой-то ироничной улыбкой.
Пацаны на границе были счастливы увидеть земляков, получить царские для тех условий подарки, которые собирали всей республикой: гитары, теплую одежду, книги… Члены Комитета были не просто в роли сопровождающих груз – Симарчук и его верные помощницы скрупулёзно и с большим знанием дела инспектировали в погранзаставах условия службы наших парней. Собственно, ведь именно для этого Комитет и был создан. И по определению его должен был возглавить и возглавил именно такой человек, как Владимир Фёдорович Симарчук. Ершистый, упрямый, очень для многих неудобный. А для кого-то из военных чиновников просто враг номер один, за что в своё время имел весьма серьёзные неприятности. Но он остался собой. И за это ему бесконечно благодарны военнослужащие, которым он помог, их родители. За это мы все любим и уважаем защитника солдат и матросов номер один нашей республики.
А ведь удивительное дело: он был не просто в горячих точках, он был в самом пекле военных конфликтов, лично общался с Дудаевым, Басаевым, Радуевым. И его никто и никогда не тронул и пальцем! Сам Симарчук объясняет это тем, что в своё время он служил в том же подразделении дальней авиации, что и Джохар Дудаев. Боевики об этом знали и потому сослуживца своего вождя не трогали. У меня же на сей счет другая версия. Даже не версия, а глубокая убеждённость. Его оберегала прочнейшая аура честности и порядочности, что была мощнее любого бронежилета. И он с открытым забралом отправлялся в стан врага, дабы выручить попавшего в плен солдата. Будь ты трус и хитрец – ни один Дудаев тебе не помог бы…
Мы дружим уже двадцать шесть лет. Для меня это были годы мирной работы, а для него – новые миссии, переговоры, акции. И если мои только воспоминания о всего лишь одной поездке в горячую точку тянут на небольшую книжицу, то о работе Симарчука и в зоне боевых конфликтов, и в мирной Уфе можно писать тома, где невымышленными будут и слезы, и кровь, и подвиги, и предательство.
Вчера ему исполнилось 70. Не буду говорить, дорогой Владимир Фёдорович, банальные слова о том, что ты, как и много лет назад, энергичен, а в глазах сияет задор. Нет. Взгляд стал спокойнее, мудрее. Но черти в глазах всё равно живут! И если я сейчас обмолвлюсь: «Фёдорыч, тут одному солдатику помочь надо. Только лететь – на край Земли…», я не просто не сомневаюсь в ответе, я даже знаю, что именно он скажет: «А давай!»
Про таких людей говорят – камушек. Да он не камушек. Он – глыбища! А в этом случае Его величество возраст отступает…

Вячеслав ГОЛОВ. Газета “Вечерняя Уфа”
Поделиться...
Share on VK
VK
Share on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *